Мода '91

Я не люблю пост-рок. Не настолько не люблю чтобы делать кислое лицо с характерной гримасой, фукать, плеваться и не слушать это направление принципиально, но эта музыка занимает в моем плейлисте самую мизерную часть, наряду с другой музыкой, настроение на которую выпадает редко и иррационально. Но здесь речь будет отнюдь не о моих музыкальных вкусах, ниже будет изложена попытка разобраться со стороны, взгляд так сказать «со второй полки» на то, что же такое пост-рок, кто и с чем его ест, а главное почему. Именно поэтому я начал эту статью с такого довольно-таки резкого и радикального заявления. У кого-то данный текст несомненно вызовет баттхерт, и если дочитав до этого момента вы уже ощущаете зуд в кончиках пальцев и желание что-то доказывать автору, пожалуйста не читайте дальше. Вам не понравится. Честно-честно.

В контексте этой статьи я не буду углубляться в конкретику происхождения этого стиля, не буду приводить конкретных групп и альбомов, все это сейчас можно с легкостью найти в интернете, просто введя пару слов в поисковик. Хочется лишь заметить, что формировался пост-рок в начале-середине 90-х, предпосылки зарождались с конца 80-х, а к началу XXI века уже можно было уверенно говорить о полностью оформившемся стиле музыки, вышедшем из экспериментальных дебрей краут-рока, джаза, шугейза и эмбиента, и приобрётшим устоявшееся звучание и атмосферу. И лишь последние пару лет мы наблюдаем растущий интерес к нему у российской молодежи. Сам этот факт ни для кого не удивителен, все привыкли к тому, что до нас все доходит с опозданием на десяток-другой годочков, а интересно другое. 

Помнится году в 2008, когда такая музыка в этой стране была известна по большей степени гурманам в тесных комьюнити, я во всю котировал God Is An Astronaut, случайно услышанный в гостях у брата. Из моих друзей, преимущественно увлекавшихся роком и альтернативой, никто не понимал, что это за такая муторная и сонная каша из гитар и синтезаторов, и мало у кого хватало терпения дослушать до конца хоть одну песню. И вот спустя каких-то 5 лет уже те же люди, а так же более молодое поколение во всю заслушивается Sigur Rós, Godspeed You! Black Emperor и Mogwai. И вот наконец я подвел вас к основному вопросу данной статьи: Что же мы видим сейчас, интеллектуальный рост российского слушателя, или же очередное веяние музыкальной моды?

Лирическое отступление №2. Все в тех-же 2005-2008хх (временной промежуток указан субъективно) мне довелось застать вспышку интереса к готик-металу. Печальные девушки с макияжем в стиле умирающей панды и мрачные юноши в черных рубашках до дыр затирали Lacrimosa, Within Temptation и Nightwish . По всей стране тут и там возникали однотипные симфо-готик-метал группы, с обилием синтезаторных оркестров и обязательной девушкой на вокале, отчаянно изображавшей «оперный» вокал. Ровно тогда же интернет заполонили тучи мрачных картинок с кладбищами и готишными лоли, и шутки про готов. На данный момент эта мода канула в прошлое, Лакримоза уже не та, Найтвиш второй раз выгнали вокалистку, а на смену темам несчастной любви и смерти пришла пресловутая бзсхднсть. 

В наши дни мы можем наблюдать в сети обилие страниц посвященных пост-року и смежным с ним жанрам. Как я уже говорил, несколько лет назад трудно было представить подростка слушающего эту музыку. Теперь же многие бывшие альтернативщики и любители музыки «помрачнее» активно переквалифицируются в пост-рокеров. В сети распространилась мода на черно-белые аватарки с шумными эффектами и цитирование Сартра, Кафки и Камю. Говоря прямо, на лицо признаки нового молодежного тренда, основанного на банальной популярности явления не слишком задумываясь о смысле его составляющих. В подтверждение сказанному, повсеместная трактовка пост-рока как очень грустной и депрессивной музыки, хотя для любого слушателя более менее широким кругозором очевидно, что он таковым не является.

В заключение будет справедливо сказать, что конечно же не все люди которым нравится пост-рок являются слепыми последователями моды, и безусловно популярность жанра позволила узнать о нем людям, которые по каким-то причинам не наткнулись на эту музыку ранее, и которые ее понимают. Но в большинстве и в целом все движется к той стадии, когда в жанр приходят совершенно далекие от него люди, просто потому что он стал модным. Пока еще наша сцена не породила достаточно музыкальных коллективов соответствующих этой волне, но уже многие более старые группы стали засматриваться в сторону шугейзовой аморфности и растянутости композиций, и можно уверенно прогнозировать скорый выход в свет молодых пост-роковых команд на отечественной сцене. Какой будет эта музыка я не знаю, но очевидно появление как оригинальных команд, так и бездарного хлама копирующего запад (Угадайте, чего будет больше?).

Таким образом, мой дорогой читатель, если ты осилил эту статью до конца, мы подошли к пониманию закономерностей музыкальной моды и возможно разложили для себя по полочкам кое какие тонкости формирования музыкальных пристрастий молодежи. Слушайте качественную музыку, и выбирайте то, что вам действительно по душе, да не задавит вас бзсхднсть этого мира, ведь в нем так много хорошей музыки. 

12.03.13. Акрос